Зона русского языка

можно разделить на три подзоны

1) Зона упражнений в развитии родного языка.

Сензитивными периодами в развитии ребенка называют периоды восприимчивости тех или иных психических свойств к воздействию внешней среды, к усвоению новых форм поведения или знаний.   Наиболее известен период усвоения речи у ребенка от года до 3-5 лет.

Основным упражнением в развитии речи служит наглядно-образное расширение словарного запаса ребенка. В подготовленной среде Монтессори группы это карточки для развития речи, определенным образом классифицированные и разделенные на три группы-человек и (иногда маркируют желтым кантом), животные (красный кант) и растения (зеленый). Карточки, которые придумала Мария Монтессори собраны по темам и имеют одну обобщающую общую карточку. Сначала ребенок называет каждую, в конце мы говорим, а как можно назвать эти предметы общим словом (например, грузовик, легковая машина, мотоцикл, трамвай и т.д.-все это наземный транспорт). Также в этой зоне собраны муляжи по темам, и коробочки с мелкими предметами по тому же принципу (здесь также учтен сензитивный  период восприятия мелких предметов). Новые слова вводятся в лексикон ребенка при помощи знаменитого трехступенчатого урока Монтессори:

1. Это ... (называем предметы)

2.  Дай мне то-то или тот предмет, положи его на нос (к примеру)

3. Педагог у ребенка спрашивает: "Что это?"

2) Подготовительные упражнения для освоения навыков письма и чтения:

-металлические рамки и вкладышиmet

 

Материал: 2 подставки с 5 розовыми металлическими рамками каждая. Сторона рамки длиной 14 см. К рамкам прилагаются следующие вкладыши синего цвета: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, яйцо, трапеция, пятиугольник, треугольник, квадрат с 4 полукружиями. В середине каждого вкладыша имеется кнопка. Твердая подставка, листы бумаги 14 х 14 см, разноцветные карандаши.

 

Прямая цель: интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.

 

Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.

 

Возраст: около трех лет.

 

Как работать с материалом. Учитель вместе с ребенком готовят рабочее место. На рабочем месте должны быть подставка, бумага 3 цветных карандаша разного цвета, фигура-вкладыш с рамкой. Учитель кладет рамку точно на бумагу так, чтобы это было хорошо видно ребенку. Одной рукой он плотно прижимает рамку к бумаге, а другой рукой в это время обводит вырезанную в рамке фигуру цветным карандашом. На этом упражнении ребенок учится правильно держать карандаш и целенаправленно проводить линии. Он начинает сверху и обводит контур фигуры против часовой стрелки. Затем он убирает рамку и кладет фигуру-вкладыш точно на изображенную фигуру. Одной рукой он держит фигуру-вкладыш за маленькую кнопку, а другой рукой обводит эту фигуру карандашом другого цвета. При этом он следит, чтобы движение руки было плавным и непрерывным. Фигуру-вкладыш убирают. Изображенную фигуру закрашивают одним из тех карандашей, которыми нарисован на бумаге ее контур. Для этого сверху вниз от одной границы фигуры до другой легко и свободно проводят вертикальные штрихи. Ребенок узнает, какой нажим нужен при проведении линий. Учитель предлагает ребенку сделать упражнение самостоятельно.

 

http://www.youtube.com/watch?v=_sQWUO2jT2o


 

Контроль над ошибками: визуальный контроль. Положение граничных линий изображенной фигуры.

 

Дальнейшие упражнения: - нарисовать одну за другой несколько фигур. Ребенок узнает, что с помощью геометрических фигур можно рисовать разные красивые узоры; - фигуры можно полностью закрасить.


-шероховатые прописные  буквы sher

http://www.youtube.com/watch?v=rlsa1ESNsLY


Цель-утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы. 

Это упражнение с классическим Монтессори - материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.

-фонетические игры

Коробочки с мелкими предметами, цель выявить звук:

сначала в начале слова, затем упражнения на сортировку двух коробочек, затем упражнения найди звук в начале, середине и конце слова (маленькие фигурки сортируют в специальную деревянную коробку с тремя отделениями). 

3)Упражнения для освоения письма и чтения

-подвижный алфавитpodv

 

Ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово “МАМА”. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук “М”, потом звук “А” и т.д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово “МАМА”. 

Было бы неверно думать, что действия малыша можно назвать сознательным письмом. В этом упражнении он только складывает знакомые ему буквы, но никак не “пишет” слово. Складывание - процесс механический. Ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые строит. Вот почему в это время он абсолютно не готов к чтению, которое невозможно без понимания того, что читаешь. Л.Н.Толстой начинал свою “Азбуку” со знакомства детей именно со складами или слогами, не имеющими смысла при прочтении. В работе с подвижным алфавитом можно предложить детям выстраивать на ковре именно склады Л.Н.Толстого. Механическое складывание по своему значению можно назвать ключом, основой для будущего тотального чтения и письма. Заметим, что работу с подвижным алфавитом ребенок проделывает самостоятельно, без помощи взрослого, который может выступить лишь в роли дающего задание и контролирующего его выполнение. Складывать буквы ребенок может и на слух, и с предложенной ему карточки. При этом на карточке изображена либо картинка, либо слово – склад. Предлагая настоящие упражнения с подвижным алфавитом, помним, что все они реальны только после строго определенной презентации ребенку этого классического языкового материала М.Монтессори.

podv2


-упражнения для чтения 

rus1rus2

-грамматические кассы

-упражнения для анализа предложенийgram

Часто читала на форумах, что в система Монтессори имеет слабое место-развитие речи. Это далеко не так. Любой профессиональный педагог должен интересоваться этим вопросом и в рамках системы Монтессори проводить различные речевые игры и упражнения. Способствуют также развитию речи доклады детей на кругу. В Монтессори группе принято делать проекты. В данный момент мы с детьми рассматриваем четыре стихии-вода, воздух, огонь и земля. Это все неживая природа. Делаем творческие проекты, старшие дети делают доклады.