Зона сенсорного развития

sens

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
      Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
      Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.

Иначе можно сказать, что всю информацию ребенок дошкольник воспринимает на сенсорном уровне. Монтессори материалы создают у ребенка систему эталонов, у ребенка, в первую очередь развивается память образная. Монтессори предложила определенный порядок представления сенсорного материала, в котором предусмотрена возможность самостоятельного контроля ошибок. В системе Монтессори ребенку предлагается два типа упражнений: 1) расположить их по принципу возрастания (убывания) (красные штанги, например, от самой длинной к самой короткой, коричневая лестница от самой толстой к самой тонкой), найти парные по изучаемому свойству предметы (например, цветовые таблички, коробка №2-надо составить пары одинакового цвета). 

Сенсорный материал можно разбить на несколько групп по видам восприятия:

1. Развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия:

1) -деревянные блоки цилиндров(вводятся понятия толстый, тонкий, толще, тоньше, высокий, низкий, выше, ниже, глубокое, мелкое , широкое, узкое; здесь же сложная задача для ребенка-построение ряда, и есть контроль ошибок, цилиндры нужно убрать "на место", в свои отверстия; косвенная цель материала-подготовка руки к письму-цилиндры вынимаем тремя пальцами, кот-ми ребенок в дальнейшем будет держать ручку)  

http://www.youtube.com/watch?v=Olxv1aAX_HU&feature=c4-overview&list=UU17boVxkRdrMtsXWBPHhWiA

 

-розовая башня(построение ряда от самого большого к самому маленькому, косвенная цель-знакомство с десятичной системой, кубов ровно десять) 

http://www.youtube.com/watch?v=_X3x_vB_Oyk

 

-коричневая лестница(построение ряда в виде лестницы по убыванию толщины, от самого толстого к самому тонкому, вводятся понятия толстый, толще, тонкий, тоньше, самый тонкий; косвенная-та же, что и у роз. башни, т.к. ступенек тоже 10; 

http://www.youtube.com/watch?v=CBZKSoTDb9Q

 

Работая с этой группой материалов дети также могут развивать свою фантазию, делая свои постройки, как на фото, старшие дошкольники могут зарисовывать свои постройки, измерять их...)

-красные штанги (построение от самой длинной к самой короткой; косвенная цель-подготовка к математике, т.к. в зоне математики есть красно-синие штанги,они предназначены для счета от 1 до 10)

2) Цветные таблички- 4 коробки

первая-для знакомства с осн цветами (красный, синий, желтый)-подбор пары

вторая-11 пар цветов (подбор пары, тест на знание цвета ребенком) 

http://www.youtube.com/watch?v=eNDCAtm06JU

 

третья-9 цветов, каждый из которых представлен различными оттенками, дети строят последовательность от самого темного к самому светлому

четвертая- для упражнений, 8 цветов по 8 табличек разного цвета (косвенная цель материала-развитие мелкой моторики, изодеятельность, у нас есть еще карточки для чтения к каждой табличке в коробке 2)

3) геометрические тела, волшебный мешочек, геометрический комод-развитие стереогностики, знакомство с формами, размерами


2. Развитие тактильного и кинестетического восприятия

-доски для ощупывания, шершавые таблички, ящик с материалами


3. Развитие слухового восприятия

-шумовые коробочки;

-колокольчики

4.Развитие барической чувствительности (чувства веса)

-весовые барические таблички

5.Развитие температурного восприятия

-темп. таблички и фляжки

6. Развитие обонятельного восприятия

-коробочки с запахами

7. Развитие вкусового восприятия

-вкусовые стаканчики

8. Развитие стереогностического чувства

-геометрические тела

-упражнения по сортировке

-волшебный мешочек

9. Продвинутый материал

-конструктивные треугольники

-цветные цилиндры

-биноминальный и триминальные кубы  

http://www.youtube.com/watch?v=crjItXrt43Q

 

-декономический квадрат

-накладывающиеся фигуры

продолжение статьи 3    sens