Космическое воспитание

Елена Александровна  Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург).

 Мария Монтессори начала разрабатывать принципы «космического воспитания» детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватила чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании она выступила в Индии в 1946 году.

Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. «Космическое воспитание» ребенка по Монтессори означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Следуя различным «космическим» теориям (теософское учение, традиции русской философии всеединства Вл. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л.Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место». Космическая теория, говорит М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых. (Цитата взята с сайта Тренинг Монтессори).

Главные задачи  космического  воспитания:

1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, т. к. люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.

2. Упорядочить представления детей об окружающем мире. В традиционной педагогике этот раздел носит простое название ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

 

Раздел « Космическое  воспитание» связан с другими разделами программы: «Грамота», «Математика», «Сенсорика». Здесь он часто использует полученные навыки и знания в своей работе.  Эта взаимосвязь способствует:

- упорядочению хаоса окружающего мира в сознании ребёнка;kosm1

- ориентации ребёнка в пространстве и времени;

- расширению кругозора;

- увеличению словарного запаса;

обеспечивает интегрированный подход к обучению, построенный на основе чёткой научной классификации;

- помогает получить знания и жизненный опыт;

- даёт возможность узнать и понять культурные ценности родного народа и народов других стран;

- воспитать высокие моральные качества и умение жить в обществе.

 Специально подготовленное окружение  — это не только дидактические пособия, это специальная развивающая среда для детей.

. С ребенком не ведут продолжительных занудных или напротив очень примитивных бесед об окружающем мире. О его сложности ребенок узнает, попадая в подготовленную среду, маленький островок логики и порядка в мире хаоса, которым кажется ребенку окружающий его мир. В подготовленной среде ребенок впервые соприкасается с важнейшими моментами космического воспитания, которые в дошкольном возрасте откладываются в подсознании ребенка.

Во-первых, это категория пространства. Не только каждый дидактический материал, игрушка, карандаш в группе имеет определенное место, но и ребенок, раскладывая рабочий коврик и садясь на него, приобретает свое личное пространство. Без разрешения никто (даже учитель) не может нарушить это личное пространство ребенка. Распространяя этот принцип на реальный мир, дети со временем понимает, что любой объект  во Вселенной имеет свой ареал обитания, который нельзя нарушать.

Вторая важнейшая категория - это времяОграниченность по времени свободной работы, а также применение специальных методов, развивает в ребенке ощущение ограниченности времени. Время для дошкольника довольно абстрактное понятие. Научить ребенка понимать последовательность событий гораздо сложнее чем научить понимать который сейчас час по часам. kalendvrem

Третья важная категория это свобода выбора “стимулов для развития”. Она может быть осуществлена в рамках “свободной работы”. Эта форма урока предполагает одновременную индивидуальную работу детей в классе. Как уже говорилось, это свобода не означает вседозволенности ребенка. Монтессори несколько общих ограничений, которые могут быть трансформированы в более простые правила работы в классе. Во-первых, она признает за учителем право выйти из роли наблюдателя и вмешаться, для того чтобы прервать то, что неверно. При этом положительным признается любая деятельность, которая ведет к гармонии, порядку, саморазвитию.

Не нужно бояться воспитывать своих детей глобально, учить с ними языки, путешествовать, давать знания, накопленные предыдущими культурами. Дети прекрасно умеют впитывать, а значит, насытить окружающий мир ребенка чем-то интересным, побуждающим познание, наша святая обязанность.

А тем, кто думает, что ребенку не нужно «раннее развитие», что это может его переутомить, лишить детства, тоже возразим: «Ребенок не учится тогда, когда нам этого хочется или когда мы специальным образом это организуем — он учится всегда, впитывая все подряд, поэтому наша задача не проводить с детьми уроки, а именно разнообразить жизнь, обогатить и показать удивительный мир вокруг».

  

В результате космического воспитания закладывается фундамент личности и тем важнее понять с какими качествами, по мнению Марии Монтессори, ребенок переходит в начальную и среднюю школу. Здесь у детей развиваются следующие качества: ярко выраженная индивидуальность, способность концентрироваться на работе, воля, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, и, наконец, интуиция.

Второй итог космического воспитания - развитие способности ребенка к полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация настолько абсолютна, что ребенок, увлеченный выбранной им работой, не замечает никаких других раздражителей вокруг себя таких как люди, музыка, шум. По наблюдениям Монтессори: "Ни один учитель не смог бы настоять на такой концентрации внимания. Но, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства"

Третий итог - это тренированная воля ребенка. Воля, по мнению М. Монтессори, подобно всем другим способностям, усиливается и укрепляется благодаря упражнениям. Когда ребенок последовательно выполняет серию скоординированных действий, направленных на достижение результата, когда он достигает некой цели, то "можно сказать, что он беспрерывно упражняет свою волю". Действительно, разве ожидая своей очереди поработать с материалом, аккуратно обходя коврики своих товарищей, ребенок занимается не организацией своей воли, не "приводит возбуждение и торможение в соответствие"

Сильная воля и самоконтроль позволяют сформировать и высокое чувству ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Отметим также трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которое приобретается детьми. М. Монтессори считает, что эти тенденции генетически заложены в каждом человеке, как космическом субъекте. Монтессори-классе ребенок сам выбирает себе работу и выполняет ее без вмешательства. Наблюдения показали, что дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

Еще одно достижение космического воспитания - развитая интуиция. Во время Монтессори-урока ребенок выбирает один материал, а не другой, но не может объяснить почему. Тем не менее, как считает М. Монтессори, выбор глубоко мотивирован и является формой самовыражения, посредством которой мы можем следить за развитием детей. Ребенок выражает свои потребности яснее выбором, чем словами. По М. Монтессори, эта способность не тоже самое, что сознательное обоснование. Она более похожа на интуицию. Интуиция позволяет ребенку выбирать то, что ему необходимо, может быть легко утеряна. Космическое воспитание позволяет помочь ребенку не потерять эту способность, а значит благодаря ей, в конце концов, приблизить детей к пониманию их космических задач.

И еще один итог космического воспитания - хорошая социальная адаптированность.Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре. У него есть возможность практиковаться в наивысшем из всех искусств - искусстве сосуществовать в добрых взаимоотношениях с другими людьми. С самого начала малышам преподаются "уроки в такте и учтивости"(206. 52), которые М. Монтессори считает исключительно важными. Поскольку они даются в ходе сензитивного периода фиксации движений тела, то ребенок живо реагирует на них. Весь урок и ежедневно во внеурочных отношениях с другими детьми, с педагогом и другими взрослыми людьми дети имеют возможности применять эти маленькие навыки социальной учтивости до тех пор, пока они не станут привычкой. Как можно заметить, такая привычка является результатом реализации потребностей ребенка в вербальном общении и навыках социального поведения.

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собственных действий к роли научного консультанта.