Развитие детей от 3 до 6 лет

УТРЕННЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ В МОНТЕССОРИ-КЛАССЕ

Время – около девяти часов утра: полчаса назад дети ушли с игровой площадки в помещение и приступили к работе. Я только что вошла в школу и иду наблюдать класс, в котором уже несколько месяцев учится и мой сын. Пока я иду в класс, я встречаю в коридоре двоих детей, вероятно, 5-6 лет. Они длинной цепью выкладывают вдоль коридора тысячу. Как понятно из названия, эта цепь состоит из тысячи золотых бусинок, она раскладывается на расстеленном под ней флисовом коврике. Дети отсчитывают бусины по одной и собирают их в стержни, и так вплоть до одной тысячи. Когда я прохожу мимо, они поднимают головы и, увидев меня, улыбаются, потом опять склоняются над своей работой. 

Я вхожу в класс и сама удивляюсь внутренней атмосфере. В классе спокойно, но все заняты. В классе нет абсолютной тишины: постоянно присутствует некоторый фоновый шум. Не громкий, нет. Это низкий гул голосов работающих детей. Я проделываю свой путь к месту наблюдения. ...Есть что-то особенное в этой атмосфере глубокого погружения детей в работу, что-то такое, что вдохновляет. 
Я просматриваю комнату и нахожу сына, сидящим в группе с 3-4 другими детьми: они работают с пазлами карты Северной Америки. Потом они поют с учителем песню, которая называет каждого из них, и я слышу голос сына. Сегодня он звучит ярче и увереннее, чем всегда. Это в первый раз, и когда я слышу, как громко и четко он поет, мое сердце наполняется гордостью. Я знаю, он должен чувствовать себя здесь очень комфортно.

Я оглядываю класс: чем заняты остальные дети? Я вижу: несколько детей работают с подвижным алфавитом, которые выкладывают слова на расстеленном ими коврике. Я улыбаюсь, глядя на откровенно фонетическое написание этих слов, я в восторге от умения детей составлять слова, предложения и целые тексты, я в восторге от их ликования по этому поводу...
Я вижу, как пару детей выскользнули за раздвижные стеклянные двери и расположились со своей работой прямо в саду. Маленькая девочка, около 3-4 лет, взяла коробку №1 с цветовыми табличками. Она делает первые варианты работы с табличками: выложила их по краю ковра и теперь ходит по классу, чтобы найти объекты, которые соответствуют цвету каждой таблички. Она уже нашла желтую вазу и синий карандаш, и они уже стоят здесь: каждый напротив своей таблички. Теперь ребенок ищет что-то красное. Это впечатляющее достижение памяти и концентрации внимания для такого маленького ребенка: она прекрасно ориентируется в классной комнате, полной ее друзей, она не отвлекается на внешние раздражители и последовательно выполняет свою задачу.
Почти все дети погружены в свою работу, будь то упражнения по практической жизни, математика, сенсорное и т.д. Некоторые заняты разговором, кто-то из детей просто наблюдает за другими, как они работают, прежде чем принять решение, чем заняться самому. Это меня не удивляет, но это всегда меня поражало насколько спокойная и организованная обстановка в монтессори-классе. В течение часа или около того, пока я наблюдала за классом, мой сын получал новый урок, работая вместе со одним из своих друзей над пазлами, и теперь время обеда. Сын сам заранее помыл руки и после обеда сам убрал грязную тарелку. В классе он кажется мне гораздо взрослее. 
Я смотрю на часы и вижу, что мое время истекло и мне пора уходить, ловлю глазами учителя и делаю знак, что я ухожу. Я тихо выскальзываю из класса, стараясь не помешать общей концентрации, делаю глубокий вдох и иду к моему автомобилю: я несу с собой ощущение покоя и радости. Я чувствую, что моему сыну очень хорошо здесь, и я так рада за него... 
http://mariamontessori.com/mm/?p=2155